Утром мы отправились на чемальский остров Патмос. Захотелось своими глазами увидеть деревянную церквушку Иоанна Богослова. Раньше здесь уединенно жили монахи, они же возвели часовенку, которая получила имя апостола -- ангела-хранителя одного из них. А остров с тех пор стали называть Патмос, как и греческий, где жил знаменитый святой. Наверное, поэтому сюда стремятся попасть и туристы, и паломники.
Говорят, по каким-то неуловимым признакам здесь ощущается то, что в древности называли духом места. И это на самом деле так. Я почувствовала это, когда смотрела, как по подвесному мостику через закованную в лед речку Катунь шла в черном облачении инокиня. Вдали взметнулись ввысь Алтайские горы, а по воздуху плыл, переливаясь, малиновый звон. Монахиня остановилась, и, обратившись в сторону вырубленного в скале лика Божьей матери, перекрестилась. В этот момент мне показалось, будто все замерло, внимая божественным звукам. И в атмосфере разлилась какая-то особая благодать. Причем это почувствовали все, кто находился рядом со мной. Позже я узнала, что Алтай -- один из немногих уголков планеты, таящий огромный заряд энергии. Эту же мысль подтвердил белый шаман Николай Шадоев.
Честно говоря, на шамана он был похож мало. Я представляла себе колоритную личность в национальном костюме, высокой шапке и с огромным бубном. А навстречу вышел мужичок с довольно заурядной внешность: глаза, как у многих алтайцев, -- раскосые, скулы -- высокие. Одет скромно, но вполне по-европейски: кепочка, пальто, костюм. Зато когда представился заведующим краеведческого музея и заговорил, сразу стало ясно -- ученый. Оказалось, он преподавал в школе, исследовал древние рукописи, переводил наскальные рисунки-петроглифы. В конце концов собрал свои находки в здании бывшей начальной школы и создал краеведческий музей. Снаружи ничего особенного, зато внутри... Представьте планетарий, жилье практикующего шамана и историческую выставку одновременно. На стенах -- оленьи шкуры, плакаты со странными буквами и цифрами, рассчитанными по фазам Луны, карты звездного неба и черно-белые фотографии. А еще картины с алтайскими пейзажами и рисунки с фигурками пляшущих человечков. Каждая экспозиция сопровождалась долгим повествованием об истории края и шаманизме -- религиозном учении алтайцев, которое зародилось в глубокой древности.
По канонам этой веры, существует два божества: Ульгень и Эрлик. Первый -- бесконечно доброе божество, живущее на небе, а второй -- владыка подземного царства. Но не стоит отождествлять его с христианским Сатаной, он скорее подобен древнегреческому Аиду и, как уверяют алтайцы, научил шаманов камлать, то есть совершать особый обряд, а простым людям дал знание музыки и секса.
Белый шаман рассказывал о неповторимой алтайской Природе, которая до поры до времени уберегала эти края от цивилизации и воспитывала в людях умение жить не только умом, но и сердцем. Об алтайской принцессе Кыдым, обнаруженной в 90 годах в одном из Укокских курганов. По его словам, алтайцы считают ее причиной непрекращающихся в этом районе землетрясений. Дескать, все несчастья из-за того, что мумию достали из земли, ибо никто не смеет тревожить священный сон их прародительницы.