Появившийся словно ниоткуда, сам себя называвший святым, этот человек достиг странной власти над императорской четой. Было ли его мастерство даром святого, или он был обыкновенным мошенником?
Страх и боль царили в ту июльскую ночь 1907 года в Царскосельском дворце, императорской резиденции в пригороде Санкт-Петербурга. Царевич Алексей, которому еще не было трех лет, упал при игре и теперь лежал, тяжело мучаясь, со следами ужасных синих гематом под бледной кожей, показывавших места внутренних кровотечений, угрожавших его жизни. Мальчик страдал гемофилией, унаследованной от матери, императрицы Александры. Эта болезнь нарушает свертывание крови. Вместе с придворными докторами, не знавшими, что предпринять, Александра Федоровна и её супруг, Николай Второй, молились у постели больного и… ожидали тайного посетителя. За два года до этого императорская чета была познакомлена с человеком по имени Григорий Ефимович. По рассказам жен кузенов Николая, Григорий обладал чудесным даром целительства. По их настоянию Григория Распутина призвали во дворец, позаботившись о том, чтобы его визит не был замечен дворцовой стражей. Около полуночи в спальне наследника появился человек неистового вида, с темными с проседью волосами и спутанной бородой. Григорий осенил крестом царевича, провел рукой по пылающему лбу и произнес: «Теперь не бойся, Алексей, все будет хорошо. Завтра ты снова будешь здоров». «Верьте в силу моей молитвы, - сказал целитель встревоженным родителям, - и ваш сын будет жить». На следующий день гематомы исчезли…
В сущности, о жизни Григория Распутина до его появления в Санкт-Петербурге во второй половине 1903 года известно очень мало. В то время ему было от 33-х до 40 лет, он был сыном крестьянина из Сибири, и в родном селе его прозвали Распутиным. О его пьянстве, драках, пирушках и бесчинствах ходили легенды. Но вдруг он на несколько месяцев отправляется в монастырь и возвращается оттуда «святым старцем», - странствующим человеком, который должен был жить в бедности и одиночестве, посвятив себя утешению других в горестях и духовных сомнениях. Вместе с этим говорили, что он был участником нелегальной секты хлыстов, в которой религиозные страсти выражались в ночных оргиях. Это вполне соответствовало бы оригинальной философии, согласно которой, надо предаться греху, а затем в нем покаяться.
Распутину приписывали удивительную способность влиять на людей, подчинять своей воле. Владел ли он гипнозом? Возможно. Все, кто знал Распутина, вспоминали его глаза, которые, по словам Юсупова, были «сверкающими, фосфоресцирующими огнями». Под его пристальным взглядом люди становились марионетками.
Посчитав влияние целителя на императорскую семью излишним и опасным, против «бесовского монаха» организовали заговор, возглавил который князь Феликс Юсупов. В конце декабря 1916 года он пригласил Распутина на послеполуночный ужин к себе во дворец. Расположились в небольшой комнате нижнего этажа, в верхнем еще четыре заговорщика завели фонограф, чтобы имитировать шум приёма, на котором, якобы, временно была занята хозяйка дома. Пока они ожидали вдвоем, князь Феликс гостеприимно и усиленно потчевал «святого старца» начиненными цианистым калием пирожными, не забывая подливать гостю отравленного вина. К ужасу и замешательству Юсупова, даже через весьма длительный отрезок времени у старца не было заметно никаких признаков хоть малейшего отравления, хотя от принятой Распутиным дозы уже с час назад отправились бы на тот свет несколько человек... Через два с половиной часа возмущенный и растерянный князь извинился и пошел посмотреть, как проходит «приём» наверху. Посовещавшись с остальными заговорщиками, Юсупов вернулся с пистолетом и выстрелил в упор в спину гостя. В комнату вбежали остальные заговорщики, и врач торжественно констатировал смерть Распутина. Пока счастливые участники заговора поздравляли друг друга с избавлением от «царского кровопийцы», «старец» вскочил на ноги и направился во двор. Но прежде чем он добрался до ворот, один из заговорщиков снова выстрелил ему в спину и в голову. Юсупов бил упавшее тело дубинкой до тех пор, пока не исчезли все признаки жизни. Завернутое в парусину и обвязанное веревками тело Григория Распутина бросили в прорубь на Неве. Когда через три дня труп был вытащен из реки, экспертиза установила, что, когда нечестивого монаха бросали в воду, он был еще жив, так как в легких обнаружили воду…