Медиумическая способность часто открывается в детстве, когда ребенок видит и слышит то, чего другие не видят и не слышат. Часто эта способность проявляется в виде реакции на неодобрение взрослых. Она может начаться также и в более позднем возрасте как результат травмы, такой например, как удар по голове, состояние "при смерти", резкий эмоциональный шок или глубокое горе. Многие медиумы вышли из обычной рабочей среды или из среднего класса.
Большинство западных медиумов были, и до сих пор это так, женщины. В других культурах — наоборот. Большинство шаманов, например, мужчины.
В разгар спиритизма, начиная с середины и до конца XIX столетия, не случайно, что большинство медиумов были женщины-домохозяйки, которым, несомненно, надоели творческие и образовательные ограничения, накладываемые на них обществом. Медиумическая способность давала известность и свободу, защищала от возмутительного поведения мужчин, которое порицалось "духами". В печати критиковались женщины-медиумы за их подкупающую женственность, а медиумы-мужчины порицались за то, что они слишком женственны.
Популярность спиритизма побудила сотни домохозяек устраивать сеансы с чаепитием — приемы для своих знакомых. Казалось, что медиумическая способность бежит по кровеносным сосудам. Все женщины в семье требовали своей доли дара. Многие из них сторонились публичности и не брали денег. Все, что они искали — это развлечение. Другие стали профессионалами, рекламировали себя и работали за деньги.
Что касается медиумов, совершавших лекционные турне, большинство из них были женщинами. Они любили шокировать своих слушателей глубоким низким голосом и театральностью. Кора Ричмонд, известная по обе стороны Атлантики, давала "экстатические лекции" (или "лекции транса"). Слушатели выбирали жюри — обычно все его члены были мужчины, — которое задавало тему для лекции, обычно научную или что-нибудь "мужское" по содержанию. Ричмонд входила в транс и выдавала "спиритическую" лекцию на заданную тему. Ее слушатели неизменно были подавлены, хотя скептики отмечали, что выступление было ласковым, монотонным и прорицательным.
Другие медиумы были более драматичны. Некоторые упивались своей одержимостью мужскими духами, которые принуждали их, например, ругаться и пить виски из бутылки ("из горла"). Некоторые рассказывали истории, как были задушены пиратскими духами. В Америке две женщины-медиума подрались на сцене, потому что их духи-руководители ненавидели друг друга.
Аспекты сексуальной свободы определенно составляли часть спиритических медиумических способностей. Как медиумы, так и их клиенты откровенно наслаждались при физическом прикосновении и поглаживании рук, колен, ног и ступней во время сеансов, а также при ласках и поцелуях материализовавшихся "духов". Некоторые медиумы затевали драки под руководством своих духов. Совсем обычное дело для медиума — оставлять своих мужей и (тоже под руководством своих духов) советовать других женщин их оставленным мужьям. Медиумы претендовали на общение со своими духами; незаконнорожденные потомки, появлявшиеся в результате, назывались "духовными детьми".
Несмотря на славу и свободу, медиумическая способность редко приносила человеку богатство.
Удачливых медиумов поддерживали богатые благодетели, — например, Д.Д.Хоум был принят в обществе. В Америке средний медиум зарабатывал 5 долларов за ночное представление вне дома и 1 доллар за час в доме. Женщины-медиумы горько жаловались на свои низкие доходы.
Медиумы рисковали быть изгнанными из общества. Несмотря на лесть клиентов, многие женщины, ставшие медиумами, оказывались отвергнутыми семьей и друзьями, не одобрявшими их поведение.