ШАМАНИЗМ
Шаманизм в строгом смысле – прежде всего сибирское и центрально-азиатское явление (отдельные направления существуют в Северной Америке, Индонезии, Океании). Само слово пришло к нам от тунгусского – шаман. Наш личный опыт в области шаманизма берет истоки на Алтае.
Шаманизм, как правило, относят к мистическим феноменам, поскольку шаман считается причастным к сфере сакрального.
1.
Шаман является специалистом по трансу, во время которого его душа покидает тело, чтобы подняться на Небо или спуститься в Ад. Таким образом, шаман является проводником душ, а нередко и целителем, жрецом. Шаман считается специалистом по человеческой душе, поскольку знает ее «формы», «пространства» и предназначение.
В случаях, когда происходящее не связано непосредственно с «судьбой души», болезнями (потеря души), смертью, несчастьем или великим жертвоприношением, требующим мистического переживания, можно обратиться к целителю, знахарю.
2.
Вторым важным аспектом является умение общаться с духами. В современном мире можно встретить людей, которые говорят о взаимодействии с духами. Нередко такие состояния представляет одержимость, т.е. состояния, когда духи владеют кем-то. Отличие шамана в том, что он умеет общаться с духами природы, духами умерших, не становясь их орудием.
Несмотря на этнические и языковые различия, главные черты шаманизма совпадают. Во всех религиях почитание отдается Небесному или Великому Богу, или как его называют алтайские шаманы «Белый Свет», — часто называют просто «Отцом». Исследование «формы и структуры» пространства души – цель нашего метода.
Шаманом становятся:
1. по спонтанному призванию («зов», «избранничество»);
2. по наследственной передаче «профессии» шамана;
3. по личному решению или, реже — по воле клана.
Во многих традициях считается, что шаманизм, независимо от того, наследственный он или спонтанный, всегда — дар богов или духов; в определенном смысле, а наследственным — он только кажется.
Независимо от методов отбора, признают шаманом только после наставления двойного порядка:
1. экстатического (сны, трансы, болезнь)
2. традиционного (шаманские техники, функции духов, мифология и генеалогия рода и т.д.)
Двойное наставление, даваемое духами и старыми наставниками-шаманами, равнозначно посвящению. Иногда посвящение является публичным и само по себе составляет автономный ритуал, в некоторых случаях он может отсутствовать. Заметим, что существенную роль играет не только отправная точка в обретении этих способностей (наследство, дар духов, добровольный поиск), но также техника и знания, передаваемые при посвящении.
Испытания
После «зова» будущий шаман в течение нескольких лет проходит серьезные испытания, представляющие серьезный кризис. Церемония посвящения содержит переживания и экстатические состояния, включающие темы: расчленение тела, ученичество; вознесение на небеса и общение с богами и духами; соблазны и испытания; нисхождение в Преисподнюю; смерть и возрождение; откровения религиозной и шаманской природы.
В некоторых случаях, посвящаемый проходит все эти этапы, в некоторых — лишь частично. Отсутствие или наличие отдельных этапов указывает на определенную религиозную ориентацию. Диалектика сакрального делает возможным различные обратимости; ни одна «форма» не гарантирована от деградации и распада, ни одна «история» не является окончательной.
Метод SOLWI — попытка донести знания и опыт, полученный благодаря этому взаимодействию. Используя его, человек может познать мистический опыт от «самого возвышенного» до самого примитивного, прийти к откровению сакрального, расширив границы человеческих возможностей.